тип: Достопримечательности , Храмы

адрес: Тверская область, Торопецкий район, г. Торопец, ул. Соловьева, 10


описание

Казанская церковь на ул.Соловьева (быв. Казанская) относится к старейшим постройкам г.Торопца. Когда и кем построен этот храм, неизвестно. Приблизительно где-то в 1763-1765 г.г, а может быть, в 1757. Снабженная двухчастной апсидой с поперечным Коробовым сводом, Казанская церковь принадлежит к редкому типу двухстолпных храмов. В плане основная часть церкви представляет собой правильный квадрат с двумя массивными столбами в центре. В нижней части столбы квадратные, толщиной почти в два метра, а выше они восьмигранные. Со столбов на стены перекинуты широкие арки, между которыми расположены своды. Световая главка, которая поставлена в центре, между столбов и которая опирается на ступенчатые арочки, освобождает внутренне пространство от давящего чувства тяжести перекрытий и через световое отверстие в сводах хорошо позволяет осветить верхнюю часть храма. Поэтому пространство церкви, кажущееся массивно-тяжелым снаружи, просторно и высоко внутри.

Казанская церковь не только отличается от других памятников города, но и является единственным двухстолпным храмом Торопца. В 1843 г. церковь была обнесена кирпичной оградой с двумя башенками, в одной из которых помещалась часовня. В настоящее время на ее месте воздвигнута небольшая деревянная колокольня.

Есть на посаде две церкви, до сих пор остающиеся загадкой. Это Казанская на улице того же названия (ныне улица Соловьева) и Спасо-Преображенская, также давшая имя улице (теперь улица Никитина). Обе церкви, хотя и различны по своим архитектурным формам и декору, по-видимому, возникли одновременно, в конце XVII века. Загадка начинается с того, что мы не знаем точной даты их построения. Правда, есть упоминания о выдаче в Казанскую церковь в 1698 году антиминса на освящение, но была ли она каменной или деревянной – не ясно, а антиминсы в последующие годы, после бесчисленных торопецких пожаров, выдаются еще несколько раз. Все выводы о времени возникновения приделов и обстроек основаны лишь на внешних наблюдениях архитектурных форм. И если их отдельные части не вызывают сомнения в своем позднем происхождении, то завершение храма и декор, которые могли бы подсказать время построения, остаются неразгаданными. Чтобы наши дальнейшие рассуждения не казались странными, обратимся к фактам и посмотрим, с чем подчас приходится сталкиваться в определении времени возникновения здания, когда документы сообщают лишь дату строительства или ремонта, но молчат о самом характере строительства. Так, например, прототипом Казанской церкви может послужить церковь Лазаря в Суздале 1667 года или Казанская церковь в Коломенском (в Москве) 1680 года. А один из историков прошлого века, в руках которого, несомненно, было больше подлинных документов, утверждает, что она построена в 1765 году. При исследовании архитектуры первых десятилетий XVIII века постоянно приходится считаться еще с одним любопытным явлением истории. Речь идет об указах Петра I о повсеместном запрещении каменного строительства, кроме Петербурга. Допустим, что большинство строительных артелей по указу работало в Петербурге где и подготавливались их основные кадры, а оставшиеся на местах были лишены возможности заниматься своим ремеслом. Почему же после отмены указа о запрещении на местах начинают строить далеко не в лучших традициях столичного зодчества? Порой даже намечается возврат к старым формам, а зачастую их прямое повторение.

Казанская и Спасо-Преображенская церкви – любопытный пример зданий, не раз претерпевавших изменения и имеющих множество напластований, затрудняющих датировку. Они позволяют сделать далеко идущие выводы. Если скрупулезно просмотреть все документальные источники и подсчитать, сколько раз в Торопце случались пожары, из-за которых ремонтировались храмы, то цифра получится внушительной. А сколько каменных церквей было в это время на Руси и кто же их восстанавливал после различных стихийных бедствий, если существовал строжайший указ царя? «В городах каменные старые церкви починить. И вновь возводить по рассмотрению Синодному» (из указа синода 11 мая 1722 года) – записано тогда, когда петровские указы еще не были отменены. Значит, не такие они были суровые, действовали короткое время и еще более короткое время запрещали церковное строительство. Только приняв такую точку зрения, мы можем понять, откуда в Торопце после долгого перерыва в каменном зодчестве стало возможным зарождение своей школы.

Церкви, подобные Казанской, встречаются часто в Калужской, Московской, Ярославской и других областях. Это вполне определенный, сложившийся в начале XVII столетия двустолпный тип здания, образовавшийся в результате поисков новых конструктивных приемов перекрытия больших площадей и освобождения внутреннего пространства от дополнительных опор для сводов. Как правило, такие церкви строились большими и высокими, иногда на подклетах, с одним или двумя приделами.

Подобные памятники удивляют многообразием декоративных возможностей, которое умели извлечь зодчие из кирпича. Пышное развитие декора – характерная черта архитектуры XVII столетия, результат естественного развития предшествующего периода, когда храм стал для верующего не местом, а объектом поклонения. Самое же яркое пятно в декоре – керамические изразцы. Казанскую церковь украшает целый пояс, проходящий под кокошниками, из цветных изразцов с головками херувимов. Важно надутые, толстые, розовощекие, они скорее напоминают глуповатые персонажи из сказок, нежели «стражей престола господня».

Внутреннее пространство церквей, вроде Казанской, всегда неожиданно. Массивно-тяжелые снаружи, они просторны и высоки внутри. В Казанской церкви Торопца к тому же применен оригинальный прием перекрытия храма. Две арки, переброшенные со стен на высокие восьмигранные столбы, поддерживают своды и световую главку, которая поставлена в центре, между столбов, и опирается в свою очередь на ступенчатые арочки. Такая конструкция, впрочем, не нова. Она освобождает внутреннее пространство от давящего чувства тяжести перекрытий и через световое отверстие в сводах позволяет хорошо осветить верхнюю часть храма. Когда-то Казанскую церковь венчали пять глав. Четыре глухие декоративные главки, стоявшие по углам, не имели никакого значения для интерьера. Снаружи же они логично завершали всю композицию массивного здания.


 

Вход на сайт

— логин (адрес электронной почты)
— пароль
Забыли пароль? Зарегистрироваться

Или авторизуйтесь на сайте с помощью служб:

При использовании соцсетей в первый раз Вы автоматически будете зарегистрированы и далее сможете авторизовываться с помощью любой службы, где подтвержден email, указанный при регистрации.

Забронировать со скидкой


Для получения подробной информации укажите

Заявка не гарантирует бронирования. После её обработки менеджер свяжется с вами и уточнит наличие туров и стоимость. После обработки заявки менеджер свяжется с вами и уточнит наличие туров и стоимость.

Нажимая на кнопку «Отправить», я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Условиями

 

Популярные